Танки Renault FT в Югославии.

Кихтенко А.В.

Одним из самых распространенных в мире танков в период между мировыми войнами  оказался "Рено" FT.  Танки "Рено" FT-17, FT-18 и "Рено-Кегрес" M28 стояли на вооружении Финляндии, Эстонии, Литвы, Югославии, Польши, Испании, Бельгии, Греции, Турции, С.-А.С.Ш, Бразилии, Японии и Китая. Такие страны, как Чехословакия, Швейцария, Голландия и Швеция, закупили по несколько машин для проведения испытаний. В разное время "Рено" FT применялись в Сирии, Марокко, Вьетнаме и Афганистане.

 Для многих стран он стал первым танком, поступившим на вооружение танковых войск. В Северо-Американских Соединенных Штатах и Советской России "Рено" FT-17 стал образцом, на основе которого был налажен выпуск собственных танков —  Six Ton Tank M1917 и "Рено-Русского".

Всего же танки "Рено" FT состояли на вооружении более 20 стран и вплоть до августа 1939 года принимали активное участие во многих военных конфликтах на разных континентах.

 С танками FT-17 сербы ознакомились в 1919 году, когда в Венгрии появился французский танковый батальон. В его составе были 2 танковые роты - 301-я в Деске и 303-я в Каниже. Знакомство состоялось на правах союзников французской армии и произвело сильное впечатление - в Первую Мировую войну сербские силы располагали только четырьмя бронеавтомобилями "Рено". У сербов не было сомнений в будущем нового оружия, и они сразу предприняли шаги для покупки танков. На то, чтобы заполучить несколько машин, ушло немало времени и сил.

Получив в 1920 году отказ Франции о закупке танков и испытывая значительные финансовые затруднения на протяжении всех 1920-х годов, Королевство СХС ("Королевство сербов, хорватов и словенцев" – так с 1 декабря 1918 по 6 января 1929 года называлась Югославия) тем не менее проводила работы по созданию собственных танковых войск. Командирам армейских частей доставлялись руководства по борьбе с танками и "блиндированными" автомобилями, а также было прочитано много лекций по гарнизонам с целью информирования офицеров о танках. В течение 1922 года в период с 1 марта по 20 августа майор Ефрем Топалович прошел курс в 501-ом полку в Туре. Планировалось, что этот офицер станет командиром будущей танковой части.

В конце 1923 года Королевству СХС выделяется военный заем на сумму 300 миллионов франков. Но в списке приоритетов танки оказались на втором месте, так как первоначально предусматривалось приобретение 100 000 комплектов военной формы. Поставки, обговоренные на основе этого займа, растянулись до конца 1929 года, когда, наконец, появилась возможность покупки танков.

Тем временем танки приобрели многие европейские государства, среди которых были и окружающие страны – Румыния, Греция, Италия и Венгрия, что особенно беспокоило югославских военных.

В 1929-1930 годы во Францию для обучения снова отправили офицеров и унтер-офицеров. Наконец, в первых месяцах 1930 года французы поставили первые танки - 21 "Рено-Кегрес" М26/27. Из машин, получивших в югославской армии обозначение М-26, сформировали к апрелю роту (разместили в Крагуеваце)  и уже 6 сентября 10 танков было продемонстрировано на военном параде в Белграде.

Когда первые восторги поутихли, для военным стали очевидны технические недостатки танков и очень большие расходы на их содержание. Югославская военная промышленность была не в состоянии удовлетворить потребность в запчастях к танкам.   В конце мая и начале июня 1931 года танки перебросили в Калиновик, в состав пехотной и артиллерийской офицерских школ. По причине сильного износа резиновых гусениц (а запасных не было), только 10 танков находились в рабочем состоянии. Учитывая, что танки стоили от 150.000 до 2.000.000 франков и то, что "Рено" FT сильно устарел, новые закупки не предпринимались до 1935 года, когда в рамках безвозмездной военной помощи от французских союзников Югославия получила 20 подержанных "Рено" FT-17 и FT-18  (югославское обозначение М-17). Только после следующей поставки в сентябре 1936 года стало возможно сформировать батальон, напрямую подчинявшийся Инспекции пехоты.

 

 1 -  Танки M-17 (Renault FT-17) армии Югославии; 2 - Танк M-17 на ученьях; "Пушечный" и "пулеметный" танки М-26 с экипажами.

  

 Танк M-26 (Renault М26/27) армии Югославии.

Танк "Рено" TSF.

"Батальон борних кола" включал три танковые и одну вспомогательную роты. Танковая рота состояла из 4 взводов, из которых 3 танковых и один  тылового обеспечения. Взвод из пяти танков (3 пушечных и 2 пулеметных) был наименьшей тактической единицей, предусмотренной уставами. Третий взвод каждой роты составляли танки М-26. Одна машина в роте отводилась командиру подразделения, так что всего рота должна была состоять из 21 танка.

В мирное время рота имела примерно 8 танков. Три роты комплектовали батальон, к которому по штату прилагались штаб и "парковая рота" с тремя взводами танков "Рено" TSF. "Парковая рота" занималась техническим обслуживанием техники и в нее также входили взвод радиосвязи и взвод вспомогательного персонала (телефонисты, водители, повара). В перспективе предполагалось создание танковых полков в составе штаба, двух батальонов и вспомогательной роты, и танковых бригад - по два полка в каждой. Танки непосредственно подчинялись Верховному командованию, а в мирное время - Министерству обороны.

 Все "Рено" FT окрашивались в темно-зеленый цвет. Исключением стали нескольких танков М-26, получивших трехцветную камуфляжную окраску “Малой Антанты”, состоявшую из зеленых, “шоколадно-коричневых” и “охристо-желтых” пятен. В качестве тактических знаков взводов использовались масти карт – 1-й взвод обозначался знаком “туз пик”, 2-й “червовым тузом”, 3-й “бубновым”, 4-й “трефовым”, а роты обозначались белыми геометрическими фигурами – 1-я рота кругом, 2-я квадратом, 3-я треугольником. Французская система обозначений взводов было точно такой же.

В качестве служебной и повседневной формы одежды югославские танкисты носили стандартную армейскую серо-зеленую униформу М22. Головным убором рядового состава служила традиционная сербская пилотка, офицеры носили пилотки, летние фуражки и кепи характерной формы – "касекет".

Рабочую и походную форму одежды танкистов составлял серо-зеленый комбинезон и танковый вариант стального шлема Адриана. Со шлемом носились специальные пылезащитные очки с кожаной оправой. Приборным цветом для военнослужащих танковых батальонов был "общевойсковой" красный. В 1932 году для танкистов был введен отличительный знак для ношения на погонах в виде небольшого силуэта танка FT-17, изготовлявшегося из желтого металла для нижних чинов, и из белого металла – для офицеров.

 От автора: Югославия находилась под сильным, не только военным, но и политическим влиянием Франции. На её долю приходилось 25,1% от всех иностранных инвестиций в экономику этой балканской страны. Создавая после войны систему военных союзов в Восточной Европе, французы отводили крупному южнославянскому государству роль противовеса Италии на Балканах.

Влияние Франции на югославских танкистов заметно во всем – в составе взводов, в тактических знаках и даже в термине, обозначающем танк. В югославской военной терминологии вместо термина “танк“ употреблялось определение “борна кола”, аналог французского “char de combat”. Создавая перед Второй Мировой войной свои бронетанковые войска, югославские военные исходили из французской доктрины, принятой после Первой Мировой войны. Этим и было вызвано их мнение о танке как об оружии, предназначенном только для сопровождения пехоты, и в дальнейшем ему отводилась такая роль.

 Малая Антанта — созданный в 1920—1921 годах под патронатом Франции военно-политический союз Чехословакии, Румынии и Югославии, целью которого было сохранение соотношения сил, сложившегося в Центральной и Юго-Восточной Европе после Первой Мировой войны. Действия союза в первую очередь были направлены против Австрии, Венгрии и Германии. Планировалось, что союз позволит его участникам предотвратить воссоздание монархии Габсбургов в Австрии или Венгрии, а также даст возможность открыть второго фронта в случае вооруженного конфликта Франции с Германией. Кроме того, аннексия Румынией 1 декабря 1918 года Трансильвании и рост недовольства венгерского меньшинства политикой румынизации, привели к росту настроений ревизионизма и реваншизма в самой Венгрии. Румыния рассчитывала с помощью Малой Антанты сдержать венгерский ирредентизм.

Малая Антанта занимало ярко выраженные антисоветские позиции посредством заключённого 18 июля 1921 антисоветского румыно-польского союза.

Со второй половина 1920 годов началось ослабление Малой Антанты, вызванное как ослаблением позиций Франции в Европе с принятием плана Дауэса в 1924 году и подписанием в 1925 году Локарнских договоров, так и из-за противоречий между участниками союза во взглядах, откуда исходит внешняя угроза. Румыния, рассматривая СССР как потенциальную угрозу своей национальной безопасности и территориальной целостности, в своей внешней политике стала ориентироваться на Италию (итало-румынский договор 1926 о дружбе) и Германию, а также начала сближаться с Англией и Венгрией. Румыния и Югославия вошли в 1934 году в состав военно-политического союза Балканская Антанта без участия Чехословакии. Югославия опасалась территориальных притязаний со стороны фашистской Италии и занимала прогерманскую политику по многим вопросам. В 1937 году Югославией были заключены договоры “О вечной дружбе“ с Болгарией (14 января) и “О нейтралитете“ с Италией (25 марта).

Создание Балканской Антанты свидетельствовало, что для Югославии и Румынии - бывших союзников Чехословакии, вопрос стабильности и нерушимости границ на Балканах был важнее, чем национальная безопасность Чехословакии. Опасаясь нападения нацистской Германии, Чехословакия под руководством президента Эдварда Бенеша пошла на сближение с Советским Союзом.

Малая Антанта начала распадаться в 1936 году, но ее концом стал Мюнхенский сговор 1938 года.

Танк M-17 (Renault FT-18) армии Югославии. Музей Белграда, наши дни. (Вид слева)

Танк M-17. Музей Белграда, наши дни. (Вид справа)

 Когда 6 апреля 1941 года Югославия подверглась нападению Германии и её союзников, бронетанковые войска Королевства состояли из 2 танковых батальонов, эскадрона танкеток и взвода бронеавтомобилей. Танки были рассредоточены поротно на всей территории страны. Роты 1-го танкового батальона, укомплектованные M-17 и M-26 (на февраль 1941 года Югославия имела  45 танков FT-17/18 и 4 M-26), были распределены по 2-й, 3-й и 4-й Армиям. Располагаться они должны были в  Сараево, Скопье и Загребе. Боевая готовность бронетанковых войск югославской армии оказалась на весьма низком уровне. Начало войны застало ее части в гарнизонах - машины не заправлены горючим и без боекомплектов. Всеобщая дезорганизация, а зачастую и предательство,  которые охватили вооруженные силы в целом, сказались на них. Танковая рота в Загребе даже не вышла из казарм, где и была захвачена немцами.

Сараевской роте тоже не пришлось повоевать. 9 апреля ее отправили поездом в направлении Аранджеловца, чтобы включить в состав Унской дивизии. Роту расположили в окрестностях Орашца. Три дня спустя танкисты получили приказ ночью совершить марш в направлении Аранджеловац-Лазаревац,  чтобы прикрыть отступление одного из югославских полков. Выполнить задачу рота не смогла из-за нехватки топлива.  Оказавшись рано утром возле Рудника с пустыми баками, командир роты запросил помощь, на что получил ответ, что цистерны с горючим захвачены немцами в Брджанском ущелье между Горним Милановцем и Чачаком. В сложившемся положении ничего другого не оставалось, как, сняв замки с танковых пушек и демонтировав пулеметы, отправить людей на грузовиках в Сараево. Личный состав роты продолжил путь до Пожеги, где был распущен по домам (с оружием), так и не вступив в боестолкновение с неприятелем.

Возможно, часть этой роты все же продолжила путь в направлении Тополе,  где несколько M-26 были уничтожены в боях с немецкими танками.

 Третью роту 1-го батальона в ночь с 6 на 7 апреля погрузили на железнодорожные платформы в Скопье. По плану 3-й Армии, она должна была войти в состав Шумадийской дивизии в Струмичком поле. Утром 7 апреля (Шумадийская дивизия уже была разбита) рота выгрузилась на станции Струмица под Удовым и, совершив марш к селу Пирово, в 10 часов заняла оборону в районе Стралиште к северу от дороги Валандово-Удово. Третья рота, которая к тому времени уже осталась без одного танка -  сломался на марше,  стала единственным препятствием немецкому наступлению в направлении Джевджелии.

Судьбу роты решили Ю-87 "Штука". После того, как около полудня позиции югославских танков были обнаружены немецким разведывательным подразделением,  последовал налет пикирующих бомбардировщиков.  Рота потеряла 6 танков, ее командир сбежал. Тем не менее, уцелевшая часть роты продолжала сопротивление наступающей пехоте и танкам 73-й немецкой пехотной дивизии. Но пушки были устаревшие, боеприпасы некачественные и сопротивление оказалось безуспешным. Три танка позднее обнаружат выведенными из строя своими экипажами.

Танк М-26 (Renault FT Kegresse-Hinstin M26/27) армии Югославии подбитый в Македонии. Апрель 1940 года

1 -  Подбитый танк M-17. Апрель 1940 года; 2 - Захваченные немцами танки M-17, М-26 и ”Шкода”  T-32.

Брошенный своим экипажем танк  М-26. Апрель 1940 года.

Из захваченных у Королевской югославской армии танков FT - 17 немцы сформировали в начале июля 1941 года 6 взводов по 5 танков в каждом.  Взводы использовались для охраны важных объектов и против партизан. 

 

 Танки Renault FT-18, Renault TSF и Renault FT Kegresse-Hinstin M26/27

Корпус “Рено” FT-18 собирался из катаных листов на несущем каркасе из уголков и фасонных деталей. Небольшой танк был бронирован, почти как тяжелый: 16 мм — лоб, 6 мм — борт и 16-22 мм башня. Лобовые бронеплиты устанавливались с переменными углами наклона, в соответствии с которыми варьировались по толщине от 8 до 16 мм, бортовые 6-мм листы крепились отвесно. Крепление бронеплит осуществлялось заклепками.

Башня литая, цилиндрической формы с 22-мм вертикальным бронированием и 16-мм крышей и маской орудия. На танках FT-17 ставились клепаные 8-гранные башни с толщиной брони 16 мм.

Ходовая часть состояла из четырех тележек — одной с тремя и трех с двумя опорными катками малого диаметра на борт, которые собирались на продольной балке. Подвеска блокированная, на листовых рессорах. Шесть поддерживающих катков объединялись в обойме, задний конец которой крепился на шарнире. Передний конец подрессоривался спиральной пружиной, обеспечивавшей постоянство натяжения гусеницы. Ведущее колесо располагалось сзади, а направляющее —  выполненное из дерева со стальным ободом, спереди. “Рено” FT комплектовались крупнозвенчатыми гусеницами, отличавшимися малым ресурсом и сильными вибрациями.

На танк устанавливался 4-цилиндровый карбюраторный двигатель “Рено” водяного охлаждения, расположенный линейно, мощностью 35 л. с. при 1500 об/мин. Вместе с трансмиссией и топливными баками, он размещался в  изолированном от боевого моторном отделение. Вращающий момент через коническое сцепление передавался на механическую коробку передач, имевшую четыре скорости вперед и одну назад. Управление танком требовало значительных физических усилий и осуществлялось попеременным торможением левой и правой гусеницы.

Небольшая масса - 7 тонн и очень низкое удельное давление на грунт - 0,59 кг/см2   обеспечили танку неплохую проходимость, а  габариты  - длина 4960 мм,  ширина1740 мм, высота 2140 мм, позволяли “Рено” FT действовать на лесистой местности, где средние и тяжелые танки были бесполезны. Для повышения проходимости через рвы и окопы танк имел съемный “хвост” на оси, поворотом вокруг которой он закидывался на крышу моторного отделения.  

Вход и выход экипажа осуществлялся через трехстворчатый носовой люк (в кормовой части башни имелся еще распашной аварийный). Стрелок пушки или пулемета располагался в башне стоя или полусидя в брезентовой петле, которую позже заменили регулируемым по высоте сиденьем. Башня, имевшая грибовидный откидывающийся купол для вентиляции, вращалась вручную (при помощи спинного упора). Благодаря вентиляционному куполу с пятью смотровыми щелями стрелок мог вести наблюдение за полем боя. Водитель наблюдал за местностью через три не застекленные смотровые щели. Для защиты от ОМП танкистам полагались противогазы.

 Вооружение на “Рено” FT устанавливалось в башне и состояло  из 8-мм пулемета "Гочкис" обр. 1914 года для “пулеметного” танка (char mitraillese) и 37-мм пушки "Пюто" SA18 L/21 с длиной ствола 21 калибр для “пушечного” (char canon). Боекомплект состоял из 4800 патронов или 237 унитарных выстрелов с фугасными, бронебойными и картечными снарядами и располагался на днище, стенках боевого отделения и башни.

Бронебойный снаряд пробивал броню толщиной 18 мм установленную под углом 30на дистанции 100 м, 12 мм на дистанции 500 м и 7 мм  на дистанции 1000 м. Максимальная дальность стрельбы фугасным снарядом составляла ок. 2500 м. Картечные боеприпасы предназначались для борьбы с пехотой на близких – до 200 метров дистанциях.

Телескопический прицел с 1,5-кратным увеличение позволял вести прицельный огонь из пушки SA 18 L/21 на дальностях до 400 м. Угол вертикального наведения вооружения танка составлял от - 20° до  + 35° , горизонтального 360°. Наведение осуществлялось с помощью плечевого упора. Максимальная скорострельность 15 выстрелов в минуту, практическая 10.

 "Рено" TSF (Telegraphie Sans Fit - "беспроволочный телеграф") имел неподвижную прямоугольную рубку, в которой находилась радиостанция, а также экипаж машины  — водитель, наблюдатель и радист. Проволочная антенна была натянута между выдвижной мачтой на рубке и рамкой на конце "хвоста". Дальность радиосвязи достигала 80 км. Масса, толщина брони, скорость и запас хода у "радиотанка" такие же, как у "Рено" FT-17/18. Длина танка TSF с "хвостом" – 5 м, ширина – 1,74 м, высота с опущенными антенными мачтами – 2,5 м.

 В 1924-1926 годы танки FT-17 и FT-18 прошли модернизацию, в результате которой появились модификации М24/25, М26/27, NC1, NC2 и NC3.

"Рено" М24/25 оснастили более мягкой подвеской с большим ходом опорных катков,  сблокированных попарно  и снабженных полуэллиптическими пружинами на четыре катка. Ведущее колесо гребневого зацепления имело  цепной  привод от двигателя.  Цепной  привод стал шагом назад по сравнению с FT17/FT18. Кроме изменения подвески М24/25 снабдили резиновой гусеницей-лентой. Внесенные в конструкцию изменения позволили довести скорость танка до 12 км/ч и уменьшить расход топлива, увеличив тем самым запас хода. Спереди и сзади на танк навешивались вращающиеся барабаны для защиты гусениц и повышения проходимости через рвы.

Дальнейшая модернизация привела к появлению танка "Рено" М26/27. На нем установили более мощный 45-сильный мотор, а имевшую малый срок службы резиновую гусеницу заменили на резинометаллическую. Скорость танка возросла до 16 км/ч, а запас хода до 160 км. Барабаны убрали. Боевые характеристики машин, не смотря на доработки, оказались невысоки. 

 Танки "Рено" FT-17/18

Длина (с "хвостом") – 4,04 м (4,94 м). Ширина – 1,74 м. Высота – 2,14 м. Клиренс – 0,41-0,5 м. Вес – 6,7 т. Толщина брони – 6-22 мм. Скорость – 8 км/ч. Экипаж – 2 человека. Вооружение – 37-мм пушка или 7,62-мм пулемет. Мощность двигателя – 40 л.с. Проходимость: подъёмы – 45о, рвы – 1,8 м, вертикальные препятствия – 0,6 м, толщина сваливаемого дерева – 0,20-0,25 м, брод – 0,7 м.

Двигатель – 4-цилиндровый Рено с водяным термосифонным охлаждением. Коробка скоростей – с надвижными шестернями; 4 передачи вперед и 1 назад. Управление – бортовыми фрикционами и тормозами. Движитель – стальная гусеница шириной 330 мм. Запас горючего – 90 л на 60 км или 8 часов хода. Расход горючего – 150 л на 100 км.

  Танки "Рено" М26/27

Длина – 4,80 м. Ширина – 1,82 м. Высота – 2,58 м. Клиренс – 0,63 м. Вес – 6,4 т. Толщина брони – 6-22 мм. Скорость – 16 км/ч. Экипаж – 2 человека. Вооружение – 37-мм пушка или 7,62-мм пулемет. Мощность двигателя – 50 л.с. Проходимость: подъёмы – 45о, рвы – 2,15 м, вертикальные препятствия – 0,7 м, толщина сваливаемого дерева – 0,25 м, брод – 0,9 м.

Двигатель – 4-цилиндровый Рено с водяным охлаждением. Коробка скоростей – с надвижными шестернями; 4 передачи вперед и 1 назад. Привод – цепью Галя на ведущие колеса гусениц. Управление – дифференциалом. Движитель – резиновая гусеница с металлическими "башмаками"; срок службы 1500 км. Запас горючего – 90 л на 150 км. Расход горючего – 60 л на 100 км.

 

Кроме Югославии, танки Рено FT состояли на вооружении как армий других государств, входивших а Малую Антанту, так и у соседей, дружественных и не очень.

 К началу Второй Мировой войны Королевская румынская армия располагала 75 танками "Рено" FT-17. Из 31 пулеметного и 45 пушечного танков, переданных французами румынам еще в 1919 году, был сформирован первый танковый  батальон в Королевской армии. В 1930-е годы часть танков прошла капитальный ремонт на заводе "Леонида" и в армейском арсенале в Бухаресте.

Чехословакия приобрела танки "Рено" FT у французов в начале 1920-х годов. Получив отказ от французского правительства на просьбу Министерства народной обороны предоставить для ознакомления несколько танков (ранее полякам было передано 120 машин), чехам пришлось сделать специальный заказ во Франции. За шесть танков было заплачено 1 230 000 крон. Первые танки "Рено" FT прибыли в Чехословакию в 1922 году, в 1924 их количество возросло до семи. Танки были как с пулеметным, так и с пушечным вооружением.

Чехословацкие танки "Рено" FT и TSF; знак "За отличное управление бронемашинами".

Первые чешские танкисты обучались во Франции. Пять танков образовали учебный взвод. Все семь танков "Рено" FT прослужили в армии Чехословакии более 10 лет, в 1929 году их перевооружили пулеметами чешского производства. Не смотря на незначительное количество машин, "Рено" FT сыграли важную роль в становлении бронетанковых сил Чехословакии, что видно даже по послевоенному знаку "За отличное управление бронемашинами", на котором изображен этот танк.

 Польша после окончания Первой Мировой войны располагала вторым по численности парком танков "Рено" FT в Европе. В 1919  году (когда из Франции возвратилась Польская Армия генерала  Халлера) в Лодзи на базе бывшего французского 505-ого танкового полка в составе Польской Армии был сформирован 1-й танковый полк. Подразделение укомплектовали 120 танками "Рено" FT-17 — 72 пушечных и 48 пулеметных (ряд источников называют другие цифры - 75  пушечных и 45 пулеметных). Благодаря танковому полку Польша стала четвертой в мире по количеству танков.

В 1936 году на вооружении польской армии находилось 174 танка "Рено" FT. В их числе: 112 "Рено" FT-17, 6  "Рено" TSF, 27 "Рено" FT-17 CWS, 5 "Рено" M26/27, 24 "Рено" NC-27.  К началу Второй Мировой войны количество танков уменьшилось и составляло 102 танка "Рено" FT всех модификаций (FT-17, FT-17 CWS, NC-27 и M-26/27).

 В Грецию "Рено" FT-17 предположительно попали в 1929-1930 годах,  когда там возникла идея создать танковый полк. Осуществить планы не удалось, однако было сделано несколько закупок бронетехники для испытаний.  Среди приобретений оказались десять "Рено" FT-17 и один NC-21 (или 11 FT-17 - информация о NC-21 может быть ошибкой). Танки FT-17 состояли на вооружении греческой армии до Второй Мировой войны - на февраль 1941 года оставалось 11 машин.

В 1931 году 6 легких танков FT-17 закупила Албания.

 Италия стала обладательницей танков "Рено" FT в июне 1918 года, когда получила от Франции три FT-17 и один "Шнейдер".  Заказ своему союзнику по Антанте в 1917 году Италия сделала на 100 легких танков "Рено" FT и 20 средних танков "Шнейдер", но Франция в то время едва обеспечивала танками собственную армию и не могла удовлетворить потребности ещё и итальянской армии. Когда выяснилось, что продолжения поставок не будет, со стороны итальянцев последовало решение самостоятельно начать производство танков. Разработку танка подобного FT-17, но с использованием узлов и деталей отечественного производства, осуществили фирмы "Ансальдо" и "Бреда". Заказ на производство 1400 машин был размещен на фирме "Фиат". С окончанием войны от этой идеи было решено отказаться и в 1918 году заказ сократили до 100 единиц. Первый прототип был построен в 1920 году, но на вооружение итальянской армии новый танк поступил только в 1923 году. Новый танк — “Фиат 3000”, созданный из итальянских узлов и агрегатов, оказался меньше французского прототипа, почти на тонну легче и существенно быстроходнее, был более устойчив при движении.  Максимальная скорость составляла 21 км/ч при запасе хода 130 км. Первый вариант легкого танка "Фиат 3000 А" имел клепаные из 16-мм листов брони башню и корпус, конфигурация которого была аналогична танку FT-17. Подвеска повторяла французскую схему, однако количество опорных и поддерживающих катков уменьшилось до 8 и 5 соответственно. Опорные катки были сблокированы попарно в четыре тележки. Вооружение состояло из двух пулеметов калибра 6,5-мм с боекомплектом 3440 патронов. В 1929 году на  48 танках пулеметы заменили 37-мм длинноствольной пушкой, улучшили ходовую часть и установили более мощный, 64-сильный, двигатель. Боекомплект состоял из 68 выстрелов. Танк получил обозначение "Фиат 3000 B".

 

До начала 1930-х годов “Фиат 3000” составляли основу танкового парка итальянской армии.

 

 От автора.  Хочу поблагодарить за помощь в написании статьи форумчан из "Русско-сербского клуба" (http://srpsko.fastbb.ru/).  Особая благодарность Драгану Аврамову, Владимиру Носову и Славолюбу Стефановичу.

 

 

 Литература:

 

М.Коломиец, Федосеев С. Альманах. "Фронтовая иллюстрация" 1-2004. Лёгкий танк ”Рено” FT-17. "Всемирная история бронетехники М.: Вече,2002.

Федосеев С.Л. "Танки Первой мировой войны". Иллюстрированный справочник.—М.: ООО "Издательство Астрель", ООО "Издательство АСТ". 2002.

Хейгль. Танки. Справочник, издание второе. Части 1-2. Государственное военное издательство Наркомата Обороны Союза ССР.  Москва, 1936.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Сайты:

http://www.tankfront.ru/allies/jugoslavija/april1941.html

http://stef124.tripod.com/,

http://www.vojska.net/

http://srpsko.fastbb.ru/

http://m1kozhemyakin.livejournal.com/4580.html

Бесплатный хостинг uCoz